Вообще-то легко работать аналитиком на полставки, когда все интересующие тебя сведения есть в Вики и подозрительно похожи на правду. Но мне надо тренировать маленькие серые клеточки и да вообще по кайфу.
Интересующимся добро пожаловать под кат, осторожно, много букв. Я предупредил.
читать дальше
Для начала господам эстетам. Да, я знаю, что если человек с голосом Дениса Третьякова решает запеть, то его сподвигли на это веские причины. Знаю также и то, что если человек таким голосом попросит вас в подворотне закурить, то получится весьма аутентично и домой вы можете вернуться уже заикой. Знаю я и о пресловутой текстоцентричности русского рока, причём не считаю это за недостаток. Да, рокэнролл был придуман не в России, но мы смогли полноценно интегрировать его в собственную культуру, пусть даже и пришлось для этого поменять некоторые из самых базовых его основ.
Не хочу уподобляться тому полупародийному персонажу, который вещал:
"— Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора"
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора"
Был такой писатель - Голдинг, порядочный мизантроп. В каком-то смысле его можно отнести к магическому реализму, хотя сдвиги реальности у него происходят чаще всего в головах персонажей. От "повелителя мух" и далее он писал, в общем-то об одном.
О том, что человек легковерен, легковнушаем, при этом зашорен и до нелепого ограничен. Мы состоим из наших предубеждений, суеверий, ошибок и комплексов, из глубинного сознания собственной неполноценности и показного нежелания её признать. А наше общение построено на принципе испорченного телефона. В общем, мы в положении трёх слепых, ощупывавших слона и если были когда-то близки к Высшему Абсолюту, то эти времена давно прошли. Да и то, что мы считаем Высшим Абсолютом, может оказаться порядочной сволочью с невменяемым чувством юмора, ибо только глубоко извращённое существо догадалось бы создать столь глубоко извращённый мир.
К людям Голдинг относился с любовью и пониманием и я думаю, дожил до седин и не покончил с собой только из-за нежелания порадовать СМИ, биографов, библиографов, музейных работников - всех тех, по кому ураганом "Катрина" прошёлся в книге "бумажные людишки".
Нужно быть Франциском Ассизским, чтобь понимать мотивы людей и при этом искренне их любить. Впрочем, святой Франциск тоже ведь порядочное время провёл в густом лесу, проповедуя оленям и волкам...
Говорят, некоторое время Голдинг был любимым писателем наших хипстеров, я по этому поводу не слишком обольщаюсь, принцип "смотрел в книгу, видел фигу" никуда не делся.
Так вот, Денис Третьяков — это нечто вроде Голдинга, человек, склонный тщательно разрабатывать собственную мифологию.
Любопытно, что "Церковь Детства" активизировалась как раз тогда, когда ушла или уходила в тень столь же радикально местечковая, несовместимая с истэблишментом группа "Соломенные Еноты" (о которых сколько не пиши, всё мало).
Они и внешне похожи - невысокий интеллектуального вида человек в очках и кто придётся за инструментами. Но если "Еноты" проповедовали эскапизм и тотальную внутреннюю эмиграцию, то "Церковь" скорее просто ставит перед фактом. При этом качество звучания у них на порядок выше - очевидно, что оснащение стандартной домашней студии звукозаписи с 90-х в 2000-е сильно изменилось.
Если Егору Летову требовалось прибегнуть в песне к сложной метафоре, то у него, как правило, получалось. С Третьяковым та же история. Например, на пластинке есть две песни - "Папа" и "Маша" - явный парафраз из классического анекдота, короткого, похабного и очень злого. Этот анекдот о том, что в итоге мы все получаем по заслугам. Звучит он так:
" — ...Маша?
— ...Папа?"
Показная мизонтропия Третьякова интересна тем, что обычно разочарованные в людях, склонные оценивать в твёрдой валюте, поют песни с текстами наподобие "Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла/Танцуют звезды и луна!".
И довольно редко они сами встают к микрофону в зале на 50-80 человек, чтобы спеть:
"Здесь вокруг одни гробы,
А в гробах лежат рабы.
Им бы петь и танцевать,
А пришлось у злой судьбы
Отсосать."
или
"А у папы дети,
У детей собака,
У собаки блохи,
А у блох есть папа.".
Отец всех блох и повелитель мух - это понятно кто. Нечистый в песнях Третьякова упоминается подозрительно часто.
Это, а ещё обезумевшие скрипки вроде бы позволяют причислить "Церковь Детства" к тёмному фолку, а-ля Current 93 и Death In June. Тем более в середине пластинки песня "Ворон", за авторством как бы Кости Тролля или Князя (в 2003 Король и Шут, кстати, были в изрядном творческом кризисе).
Ну, во-первых, пост-панк и дарк-фолк это родные братья. Просто в условиях постпанк-бума некоторые не умеющие играть на электрогитаре переключились на акустическую, на которой не умели играть точно так же.
Во-вторых, стоит оценить, как Церковь Детства использует скрипки (и кажется, их там две). Это самое варварское использование скриаки, какое я только слышал. Света Сурганова уронила бы челюсть. Скрипка используется как центральный солирующий инструмент - вроде ещё одной электрогитары. При таком темпе не до красот - скрипка задаёт ритм наравне с бас-гитарой. Это как если бы у Joy Division не было гитары, но была скрипка.
В-третьих - Россия, конечно, страна, в которой в каждом лесу лежит по трупу, но поверьте мне, в этом мы от просвещённой Европы ничем не отличаются.
Так что сравнивать драйвовое, но тяжёлое для восприятия творчество Дениса надо с самыми рафинированными мировыми образцами.
Как известно, "апокалиптик фолк" на то и апокалиптик, чтобы петь об апокалипсисе. Но если даже на лучшем своём альбоме "чёрные корабли пожрали небо" Дэвид Тибет поёт про то, как некто стоял на горе, и глаза его открылись, и были они светоносны, а в руке он держал манускрипт... и т.д. , а Дуглас Пирс - тишайший проект "один человек - одна гитара", да ещё и псевдофашист (на самом деле он левый), то ожидание апокалипсиса Денис Третьяков показал делом интимным. Но не в том смысле, что Ordo Rosarius Equilibro, которые честно считают, что интимное - это обязательно когда в постели. А в том смысле, что Он судит поодиночке и что каждый из нас свой ад носит в себе.
Это знание Третьяков облекает в полублатные-полудворовые слова, которые мог бы петь ваш сосед по лестничной клетке. Тот самый, что разбил лампочку в подъезде и регулярно бьёт жену.
"В аду, как известно, без нас уже тесно,
Но не интересно, пацаны.
А рай - это кладбище в колхозном лесу,
Собаки твой крест обоссут."
Что до постпанка, то я не так хорошо знаю этот стиль - Роберт Смит, Сьюкси Сью, Йэн Кёртис, да и всё. И я не знаю ни одной группы, где контрапунктом к бас-гитаре звучали две скрипки (или всё-таки скрипка и виолончель?)
Именно поэтому я считаю Церковь Детства настоящим феноменом - группой, которая на доступным жителям Медведковских хрущёвок примерах объясняет им, почему их так часто тянет пить водку, плакать и выть на луну. И почему они унесут эти чувства с собой из снесённых хрущоб в новые дома повышенной комфортности.
Но при этом с двумя скрипками на сцене.
Да, до этого были группы, которые умели просто и понятно - например, Химера. Но лидер Химеры повесился в 27 лет, даже после смерти не получив той доли популярности, какую имел Курт. Но стал легендой в своих кругах - у музыкантов.
Денис Третьяков пришёл в музыку взрослым мужчиной. И умирать явно не собирается. Как Уильям Голдинг.
И ставлю вам самую драйвовую песню с отслушанной пластинки.
Слово Вике:
"Соседом подростка Третьякова был серийный убийца Андрей Чикатило. Суд над знаменитым маньяком произвел сильное впечатление на будущего музыканта и в дальнейшем повлиял на его творчество (песни «Лесополоса», «Деревья качаются без ветра»)."
В прологе Денис посвящает песню, кажется, делу Бейлиса.
И действительно, на первом прослушивании я действительно вспомнил об Анатолии Сливко, школьном педагоге, который действительно любил детей - в сексуальном плане.
Cкачать Церковь детства Лесополоса бесплатно на pleer.com